О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Олег Николаев: для реализации полноценной социальной программы нужна сильная и конкурентная экономика

10 апреля 2018

 см. также ↓

На пленарном заседании Государственной Думы 10 апреля от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Олег Николаев:

 mp4 

– Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!

Адам Смит в своем труде "Исследование о природе и причинах богатства народов" обозначил основные три обязанности государства.

Первая – защита общества от насилия и посягательств со стороны других независимых обществ, то есть оборона.

Вторая обязанность государства – защита, насколько это возможно, каждого члена общества от несправедливости и притеснения его другими членами общества или обязанность удовлетворения точного отправления правосудия.

Третья – необходимость государства выделять отдельные статьи расходов на социальные нужды общества, понимая, что отдельные личности не в состоянии будут обеспечить потребности всех нуждающихся, и не стоит ожидать прибыли от подобного рода мероприятий.

Сегодня я хочу порассуждать насчет третьего тезиса.

Необходимость развития и совершенствования института социального обеспечения и защиты граждан представляется актуальной, прежде всего исходя из имеющейся статистики о людях, которые получают у нас доходы ниже, чем прожиточный минимум.

Кроме того, реализовывая через названные институты статью 7 Конституции страны, достигается одна из главных целей социального обеспечения населения –повышение качества жизни наших граждан.

Очевидно, что история социального обеспечения граждан в нашей стране разная, но на всех этапах развития страны она имела одно из важнейших значений деятельности государства. Одним из ключевых переломных моментов, по мнению очень многих экспертов, является принятие Федерального закона № 122, который был принят в авральном порядке летом 2004 года, соответственно вступил в силу с 1 января 2005 года, его ещё назвали законом по монетизации льгот.

По мнению многочисленных экспертов, в то время система социального обеспечения, обслуживания граждан, конечно же, требовала реформ, это было достояние, с одной стороны, советской системы социального обслуживания, с другой, наполненная, дополненная 90-ми годами, когда льготы раздавались без абсолютного расчёта, можно сказать, налево и направо.

Помимо этого, подавляющее большинство получателей льгот в это время получали их на основе заслуг, то есть они имели больше функциональное значение и, соответственно, независимо от того, какое материальное состояние у этих людей было на самом деле. Всё это очень было сложно администрировать, с другой стороны, это, естественно, было достаточно затратно финансово, так как большая часть льгот легла на бюджет с отраслевых и соответственно профсоюзных плеч.

Но поспешность действий Правительства, как при принятии названного закона, так и при реализации норм этого закона, без чётко обозначенных принципов, на основании которых проводилось разделение ответственности между Федерацией и регионами, отсутствие широкого обсуждения и согласования зон ответственности всех участников привело к системным ошибкам в самом начале этого важнейшего переходного периода в системе социального обеспечения нашей современной России и заложило две самых крупных основополагающих несправедливости.

Первое, это создало иерархию среди категорий льготников. Например, ветераны, труженики тыла и военные ветераны обеспечиваются по-разному, хотя они это звание заслужили в одно и то же время – в период Великой Отечественной войны.

Второе. Имеется резкая дифференциация уровня финансовой обеспеченности в реализации мероприятий по социальной поддержке в зависимости от того, в каком регионе проживает тот или иной гражданин, и, естественно, зависит напрямую от финансовой обеспеченности наших регионов. Эта дифференциация очень большая, все мы это знаем.

К тому же в итоге, уважаемые коллеги, мы с вами были свидетелями массовых недовольств граждан. И только после вмешательства Президента были приняты решения по корректировке данного закона в процессе его реализации, но реальное движение, как, в том числе, говорил предыдущий выступающий, у нас начинается только сейчас.

На современном этапе в качестве основного элемента расчётов для социального обеспечения выступает прожиточный минимум. Толкование этого определения даётся в методических материалах статистики. Его показатель, для определения которого за основу берётся потребительская корзина, связан с категорией социальных гарантий государства. Она выражает физиологические нужды человека первой необходимости.

В отличие от России при определении потребительской корзины в странах Европы налицо совершенно иной подход к ее формированию, то есть европейская потребительская корзина – это индикатор комфортного существования, а не выживания.

В среднем продовольственные товары потребительской корзины стран Европы составляют порядка 20%, у нас в России эта цифра составляет 50%. И сам состав отличается, то есть содержание самой продовольственной составляющей в Европе включает в себя и деликатесы, и сладости, и алкоголь, и табак. Также отдельным пунктом идут доставка еды на дом, инструменты для ремонта, уход за домом, газонокосилки, и даже топливо для них.

В нашей же потребительской корзине сфера услуг имеет достаточно ограниченный перечень. Кроме того, имели место, уважаемые коллеги, манипуляции этой потребительской корзиной, к примеру, когда уменьшали долю мяса в продовольственной части и повышали долю картофеля, и это делалось только для того, чтобы в интересах Правительства удержать цену потребительской корзины, но никак не в интересах народа, который получает необходимые услуги, исходя из этих стандартов.

Но, уважаемые коллеги, очень важно ещё и другое: совершенно не учитываются такие вещи, как мобильная связь и интернет, что в современном мире давно является не приятным дополнением к повседневной жизни, а необходимостью. Ведь в условиях, когда повсеместно внедряются цифровые технологии, наличие интернета становится необходимым для насущных в жизни вопросов – это образование, здравоохранение, да и само получение этих социальных услуг.

В Швеции, к примеру, если житель ввиду бедности или непростого материального положения попадает под программу социальной защиты, то такие статьи как жильё, мобильная связь, интернет могут быть ему предоставлены государством вовсе бесплатно.

Учитывая приоритетность развития цифровой экономики, на мой взгляд, следует нам также обратить внимание на этот аспект и, соответственно, учитывать в наших дальнейших решениях.

Сейчас мы часто слышим чуть иное выражение этих составляющих: всё больше входит в обиход минимальный потребительский бюджет. Коллеги, нам очень важно, так как здесь не меняли слова, не менялись выражения, а менялось реальное содержание.

Работая над дальнейшим совершенствованием данного направления, мы, несомненно, должны исходить из того, что человек должен на выделяемые государством средства не просто жить, но и ощущать себя полноценным членом общества, он не должен быть ущемлён в удовлетворении естественных потребностей, а также иметь доступ к культурным благам страны, дающим ему возможность не только жить, но и развиваться.

А сама система должна основываться на уже известных принципах: гуманизм, социальная справедливость, системность, комплексность, адаптированность, превентивность мер социальной защиты, многосубъектность и адресность.

Уважаемые коллеги, что должно быть приоритетом для нас. Повторю: "Считаю главным ключевым фактором развития благополучия людей – достаток в российских семьях". Это цитата из Послания Президента 1 марта 2018 года, коллеги.

Годом ранее он сказал: "Смысл всей нашей политики – это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры". Это он сказал годом ранее.

Я думаю, что многие коллеги, которые сидят в зале, изучали Послания и более ранних лет, так вот, в 2005 году Президент также высказался на данную тему. Мы должны были найти собственную дорогу к строительству демократического, свободного и справедливого общества и государства.

Говоря о справедливости, имели в виду, конечно же, не печально известную формулу "всё отнять и поделить", а открытие широких и равных возможностей развития для всех, успеха для всех и лучшей жизни для всех.

Очевидно, что для реализации полноценной социальной программы нужна сильная и конкурентная экономика. Эта тема отдельного разговора. Но, самое главное, мы должны законодательно закрепить эту чёткую модель социального обслуживания населения, которая бы могла удовлетворить все потребности, а в случае появления дополнительных средств могла бы очень быстро двигаться вперёд.

Руководствуясь вышеизложенными тезисами, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" постоянно находится в русле решения обозначенных вопросов и только за последнее время предложила свои подходы к изменению потребительской корзины, а также подходы к реализации задачи народосбережения Российской Федерации. Все эти предложения нами оформлены в виде законодательных инициатив, и, конечно же, мы их готовы обсуждать на всех площадках в Государственной Думе и иных площадках. Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024