О партии
Идеология
Лица
Деятельность
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Олег Шеин: необходимо уходить от вопиющего социального неравенства, которое сохраняется в нашей стране

27 сентября 2017

 см. также ↓

27 сентября Государственная Дума рассмотрела проекты федеральных законов № 190645-7 "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2016 год", с докладом по данному законопроекту выступил официальный представитель Правительства РФ, председатель правления Пенсионного фонда РФ Антон Дроздов; № 187900-7 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2016 год", с докладом по данному вопросу выступил официальный представитель Правительства РФ, председатель Фонда социального страхования РФ Андрей Кигим; № 190022-7 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2016 год", с докладом выступила официальный представитель Правительства РФ, председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Наталья Стадченко. От фракции "СР" выступил Олег Шеин:

– Важная дискуссия, и она принципиально важна тем, что мы должны вести диалог не только про бухгалтерию ушедшего года, но и по содержательной части. Потому что иначе получается такой разговор, что государство решило принять некий закон, который явно не устраивал граждан. Но, поскольку государство, которое этот закон приняло, его реализовало, взятки гладки, и вопросов никаких быть не должно.

Наша точка зрения на такую логику является весьма критичной, и мы, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", предлагаем провести несколько более содержательный диалог и начать его с темы Пенсионного фонда.

Если мы посмотрим на те цифры, которые блестяще здесь докладывала Счётная палата, то мы должны обратить внимание на несколько позиций.

Первое. Это увеличение доли издержек федерального бюджета в общем балансе Пенсионного фонда. И если в 2014 году федеральные трансферты Пенсионный фонд формировали на 39% от общих его доходов и расходов, то в 2016 году уже на 44%. То есть доля взносов на пять процентных пунктов сократилась.

Второе. Когда здесь говорилось о том, что примерно 540 млрд руб. Пенсионный фонд недособрал с бизнеса, недособрал с предпринимателей, в том числе часть этих денег собрать не получится никогда, поскольку эти компании просто обанкротились, будет очень разумно перевести это в расчет на живых людей. Это означает, что примерно 12% всех работников Российской Федерации не смогли в течение года обеспечить себе перечисление денег со своей заработной платы в Пенсионный фонд. То есть каждый восьмой работник в России оказался без тех самых баллов, которые позволят ему в будущем иметь право на некие пенсионные исчисления. Каждый восьмой работник. Эти цифры тоже показывают, наверное, не самую хорошую работу государственных институтов в целом, потому что работникам сказали: вы ссоритесь с работодателями, вы выясняете отношения, почему работодатели не перечисляют деньги, но при этом мы, государство, вам запретим бастовать, мы, государство, не дадим гарантий вам как профсоюзным активистам, мы, государство, запретим вам вести переговоры с работодателем, если в ваш профсоюз вступают менее половины работников, а теперь разбирайтесь с работодателем, почему те не перечисляют деньги в Пенсионный фонд. Каждый восьмой работник в Российской Федерации в ушедшем году столкнулся с ситуацией, когда с его заработной платы взносы оказались не перечислены.

Следующая вещь. Можно спорить о том, сколько же людей, после того, как перестали индексировать пенсию работающим пенсионерам, ушли в теневой сегмент занятости. 15 млн считалось у нас работающих пенсионеров, теперь по статистике мы слышим цифру – 9,5 млн.

Допустим, не шесть млн человек перешли в теневой сегмент. Предположим, есть действительно изменения методик. Эта цифра не шесть млн, а один млн, что, наверное, выглядит корректно, вряд ли кто-то с этой цифрой будет спорить.

С точки зрения потерь для консолидированного бюджета это означает, что общие издержки в объеме порядка 75 млрд руб. в Пенсионный фонд и около 40 млрд руб. в бюджеты субъектов Федерации и бюджеты местного самоуправления. Миллион человек перешли в теневой сегмент.

Это означает, эти люди перестали платить подоходный налог и отчисления в Пенсионный фонд. Возникает риторический вопрос, а стоило ли оно того? Стоило ли прекратить людям индексировать их пенсию с тем, чтобы понести консолидированные издержки в общую систему и бюджетных, и внебюджетных фондов в объёме порядка 120 млрд руб. ежегодно? Мы считаем, что нет.

Далее, что мы имеем по итогам прошлого года? Насколько можно гордиться тем подходом, что государство приняло некий закон, и оно его исполнило. По итогам следующего года мы имеем падение коэффициента замещения, по мнению профильного комитета и Пенсионного фонда, с отметки 37,5% до отметки 35,9%. Счётная палата сообщила, что коэффициент замещения упал до отметки 33,7%, то есть человек, кто получал заработную плату в 10 тыс. руб., теперь получает пенсионное возмещение, я цифру привожу условно достаточно – не 37%, а 35% с утраченного заработка. Это регресс. Это падение. Это противоречит той политике, которая была публично провозглашена в начале пенсионной реформы 17 лет назад. Это результат одного прошлого года. Реальный размер пенсий сократился на 3,8%.

Есть ли механизмы преодоления всего этого? Конечно, есть. Когда мы говорим про саму систему отчислений во внебюджетные фонды, не стоит забывать, что система носит регрессивный характер, что если заработная плата человека превышает 75 тыс. руб. в месяц, то размер отчислений в Пенсионный фонд составляет уже не 22%, а 10%, а в Фонд социального страхования можно вообще не платить с этого более высокого заработка.

Какие издержки несут Пенсионный фонд и Фонд социального страхования? 600 млрд в год Пенсионный фонд и 90 млрд в год Фонд социального страхования. Это деньги, которые не идут на санаторно-курортное обслуживание, это деньги, которые не идут на инвалидов, это деньги, которые не идут на индексацию пенсий, в том числе работающим пенсионерам, это 15%, каждый седьмой рубль от собственных поступлений и одного, и другого фондов.

Позиция "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" заключается в том, чтобы отменить регрессивную шкалу отчислений во внебюджетные фонды, мы внесли соответствующий законопроект, и при принятии бюджета на 2018 год будем вносить поправки и в проект бюджета на 2018 год.

Вещь вторая. Когда мы говорим про теневую занятость, мы должны понимать её масштабы.

В 2000 году до начала всей этой реформы пенсионной, когда перевалили на работников необходимость обеспечивать отчисления на их будущее, в 2000 году теневой сегмент занятости составлял 13 млн человек, а в 2015 году – 22 млн человек. То есть за 17 лет реформы количество неофициально занятых выросло почти вдвое, на девять млн человек.

Не стоит забывать, что изменилась теперь и сама система начисления пенсий. Мы погружаемся в новый системный кризис, который только-только начался, и который недооценён и, к сожалению, не является предметом дискуссии в этом зале, я говорю о балльной пенсионной модели.

Если в прошлом году человеку, чтобы он вышел на пенсию, необходимо было иметь девять баллов, то есть девять лет официального стажа на минимальной заработной плате, то в следующем году ему необходимо будет иметь 13,8 балла, то есть почти 14 лет официальной работы.

Повторю ещё раз, 22 млн человек по данным бывшего заместителя Министра труда господина Сафонова, это не наши данные, не оппозиции, это ваш коллега, уважаемые представители и Правительства, и партии большинства, 22 млн человек не осуществляют никаких взносов вообще. Это не самозанятые, это сельхозрабочие, это люди, занятые на стройках, это водители, это наёмные работники, в первую очередь, и только во вторую уже бизнес. Эти люди столкнутся с ситуацией, когда в их отношении пенсионный возраст реально уже повышается на пять лет, потому что они не получат пенсию в 55 и 60 лет, соответственно, женщины и мужчины.

Позиция "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" заключается в необходимости изменения Трудового кодекса и возвращения людям права достойно защищать свои, извините за тавтологию, права, как работников, с тем, чтобы эти люди могли отстаивать и свою заработную плату, и официальную занятость.

Далее. Мы, безусловно, должны говорить о самом размере заработной платы. Резервы есть. Россия занимает 56 место в мире по соотношению валового продукта в расчёте на душу населения. 56-е. Не 10-е, не 20-е, 56-е. А по минимальной заработной плате – 95-е. Даже если минимальная заработная плата будет поднята, как сегодня заявлено, до прожиточного уровня, это будет не 95 место, а 86-е. Это по-прежнему колоссальный отрыв от уровня экономики других стран мира. Сегодня заработная плата в России средняя, находится на уровне, к примеру, такой страны как Южно-Африканская Республика, примерно 600 долларов, международных долларов, не американских, по паритету покупательной способности в месяц.

Соответственно необходимо пересматривать саму модель, уходить от того вопиющего неравенства, которое сегодня есть в нашей стране.

И конечно, прекратить вопиющую практику резать по живому системы бюджетного сектора. У нас с 2010 года уволили 70 тыс. врачей, а только в прошлом году было уволено 75 тыс. врачей, медсестер и работников системы здравоохранения. Это неправильный способ обеспечения президентских указов по поводу заработной платы в сегменте.

Спасибо.

Центральный Аппарат партии
Телефон: (495) 787-85-15
Факс: (495) 959-35-86
Пресс-служба
партии
Раб. тел.: +7 (495) 783-98-03
Моб. тел.: +7 (916) 249-49-47
(только для СМИ)
Общественная приемная
фракции "СР" в Госдуме
Конт. тел: (495) 629-61-01
Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2019