О партии
Идеология
Лица
Деятельность
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Галина Хованская и Валерий Гартунг о порядке проведения капремонта в многоквартирных домах

17 февраля 2017

 см. также ↓

17 февраля Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона № 976249-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (в части установления требований к порядку формирования региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов и установления персональной ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации за несоблюдение указанных требований). С докладом и заключительным словом по данному законопроекту выступила председатель Комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Валерий Гартунг.

Галина Хованская:

– Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель Госдумы – Прим. ред.), уважаемые депутаты, коллеги!

Вам предлагается рассмотреть сегодня поправки в Жилищный кодекс, которыми предусматривается передача органам госвласти полномочий органов государственной власти субъектов. В какой части? В порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Кроме того, предлагается наделить органы государственной власти Российской Федерации полномочиями по установлению требований к порядку проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов.

Устанавливается персональная ответственность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации за формирование и утверждение региональной программы капитального ремонта общего имущества. Поясню, почему мы это хотим сделать. На сегодняшний день определение порядка и необходимости проведения капитального ремонта находится в ведении органов государственной власти субъектов. А что делает Федерация? Федерация только методические рекомендации принимает, которые совершенно необязательны к исполнению. Это тоже надо учитывать. И последствия таких решений для нас уже совершенно очевидны при правоприменении.

Эти широкие полномочия, которые мы дали органам государственной власти субъектов Российской Федерации, к чему они привели? Они привели к бесконтрольному включению в указанные программы капитального ремонта многоквартирных домов. Получается так, что реально нуждающиеся дома не попадают в эти программы, а иногда попадают такие дома, которые вовсе могли бы подождать или не нуждаются в капитальном ремонте, по крайней мере, в ближайший десяток лет.

Я вам приведу просто пример. Потому что наш проект вносился больше года назад, когда произошло несколько случаев гибели граждан в лифтах: падение, авария, давление и так далее. Вы все эти истории, наверное, не забыли.

На сегодняшний день где-то треть лифтов у нас отработали нормативный срок службы, об этом вы тоже знаете, а в 22 субъектах – более 50%. При этом ежегодно ещё 10% лифтов свой ресурс практически вырабатывают.

Несмотря на это, в 11 субъектах (я читаю вам официальную информацию) не предусматривается выделение средств из Фонда капитального ремонта на ремонт лифтов, а в 25 субъектах предлагается выделить не более 3% от собранных средств, причем далеко не всегда эти субъекты страдают недостатком средств. Средства есть, даже, более того, вы знаете прекрасно, что средства остались недоиспользованными.

Теперь по поводу мониторинга технического состояния. Оно проводится формально, и принцип включения в региональные программы совершенно непонятен зачастую.

Я как автор и как председатель Комитета, мнение мое не совпадает с решением Комитета, и я сейчас вам докладываю свое особое мнение. Считаю, что документ требует поддержки. И, казалось бы, при отрицательном отзыве Правительства судьба проекта безнадежна. Но, коллеги, ещё раз напоминаем, что мы-то внесли документ в январе прошлого года, а 31 декабря прошлого года Президент Российской Федерации дал перечень поручений Правительству Российской Федерации, ряд из них текстуально даже совпадают с тем, о чем я вам сегодня рассказываю.

Более того, реализация этих поручений, в частности, по передаче полномочий на федеральный уровень, здесь даты стоят – 1 сентября 2017 года. Более того, хочу сказать, что Президент Российской Федерации пошел даже дальше по сравнению с нашей законодательной инициативой и перекрывает нашу следующую законодательную инициативу по ограничению размера взноса на капитальный ремонт. Но этот законопроект будет рассматриваться уже в следующем цикле, мы его вчера только рассмотрели на Комитете.

Вы понимаете? Удивительная ситуация. Как вы будете в этом случае поступать? Кого вы послушаете? Правительство? Или всё-таки прислушаетесь к поручениям Президента, который тоже понял эту проблему на основании ещё более длительного периода правоприменения за прошедший год?

Мы многим субъектам и многим губернаторам доверяем, но доверяй – да проверяй. Всё-таки когда на них лежит ответственность, когда они персонально отвечают за вот этот вопрос, ситуация меняется.

Уважаемые коллеги, я прошу очень серьёзно отнестись к этой законодательной инициативе, потому что проблема капитального ремонта является, если не первой, то, по крайней мере, второй при опросах граждан проблемой, и качество этого ремонта оставляет желать лучшего. И какие дома включаются в этот перечень – это тоже очень большой вопрос для граждан. Два рядом стоящих дома, один включается в программу, другой не включается.

Спасибо за внимание. Я готова ответить на любые вопросы.

Валерий Гартунг:

– Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель Госдумы – Прим. ред.), уважаемые коллеги!

Я начну со святого – перечня поручений Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации.

Учитывая, что у нас подавляющее большинство депутатов в этом созыве прошло под лозунгом "Мы – партия Президента", то, конечно, я думаю, что мои слова в этом зале будут услышаны.

Проект закона, который сегодня мы рассматриваем, как раз даёт нам с вами возможность исполнить эти поручения. Причём поручение дано Правительству Российской Федерации – исполнить его до 1 сентября 2017 года. Напоминаю, у нас сейчас февраль, и если мы в первом чтении поддержим этот законопроект, то мы можем решить и все остальные вопросы, которые поставлены Президентом Российской Федерации, касающиеся проблем в области организации капитальных ремонтов.

Мало того, я недаром задавал вопрос представителю Комитета, как обстоят дела с реализацией полномочий по организации капитальных ремонтов в регионах. Я остановлюсь на некоторых из этих полномочий.

Я хотел услышать цифры, но, к сожалению, от представителя Комитета не услышал. Но я думаю, что не ошибусь, если скажу, что в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации не установлен минимальный размер Фонда капитального ремонта домов, после которого жильцы имеют право не собирать взносы на капитальный ремонт, хотя такое полномочие в законе есть. Если вы считаете, что это не нужно, зачем надо было в законе вводить это полномочие? Значит, оно нужно, но, тем не менее, в регионах оно не используется.

Дальше. По результатам обсуждения у Президента системы организации капитальных ремонтов в регионах такие же обсуждения прошли в субъектах Федерации, в представительствах Президента, у полпредов. Нареканий к этой системе очень много.

Вот ещё одно положение, которое есть в федеральном законе. В главе 15 положение о капитальных ремонтах, об организации системы капитальных ремонтов. Положение следующее, что бюджеты должны предусматривать средства для проведения капитального ремонта домов, которые не были отремонтированы на дату приватизации. Это положение никоим образом, ещё есть решение Конституционного суда по этому поводу, в регионах сегодня не реализуется. Мы с вами, принимая закон о федеральном бюджете, таких средств не предусмотрели.

Проект закона, который сегодня рассматриваем, мы предлагаем поддержать, именно положения закона о том, что часть полномочий мы передаем на федеральный уровень и введение персональной ответственности за систему капитальных ремонтов, введение персональной ответственности высших должностных лиц, конечно же, это очень актуальная тема.

Хотелось бы ещё обратить внимание на то, какие положения, предусмотренные действующим законом, не реализуются в субъектах Российской Федерации.

Например, у нас в законе написано: законом субъекта может быть предусмотрено, нормативным актом, что от взносов освобождаются собственники жилых помещений, которые признаются аварийными и подлежат сносу. Но в том-то все и дело, что часто субъекты Федерации не проводят эту процедуру, они их просто не признают аварийными, и эта норма не работает.

Именно поэтому, для того, чтобы исключить ситуации, когда у нас ремонтируются дома на деньги, собранные жильцами, которые ещё могут ждать ремонта, вместо того, чтобы ремонтировать дома, которые уже в ветхом состоянии находятся. Кроме того, законом предусмотрено, что если дом ветхий, и затраты на капитальный ремонт неразумно велики, то этот дом не включается в программу капитальных ремонтов. Тем не менее во многих регионах эта норма не используется, и с жильцов этих домов, с собственников помещений собираются взносы.

Итак, я вернусь к самому главному. Поручение Президента Правительству Российской Федерации наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями по контролю за обоснованностью устанавливаемых органами исполнительной власти субъектов Федерации размера взносов на капитальный ремонт общего имущества и реализации региональных программ капитального ремонта. То есть фактически это то, о чем идёт речь в этом законе. Поэтому учитывая, что другие аргументы, которые мы приводим в этом зале, как бы решающими не являются, я возвращаюсь просто к позиции Президента и прошу вас поддержать проект закона, предложенный сегодня для рассмотрения, так как он полностью идёт в духе поручения Президента. И если мы его поддержим, у нас есть возможность заставить Правительство исполнить поручение Президента в срок.

К сожалению, насколько я понимаю, Правительство пока этого делать не собирается. Но так как законотворчество – это наша с вами обязанность, я предлагаю эту свою работу выполнить сегодня. Спасибо.

Заключительное слово Галины Хованской:

– Я понимаю примерно реакцию, когда есть отрицательный отзыв Правительства. Но дело в том, что этот отрицательный отзыв и рассмотрение его в Комитете было в ноябре месяце. А поручение Президента появилось 31 декабря как подарок к Новому году гражданам Российской Федерации, у которых появилась надежда на то, что норма, которая написана сейчас в такой форме – "вправе субъекты". А этим правом субъекты не пользуются.

Я вам приведу только один маленький пример. Сократить срок выхода из "общего котла". Два года было. Знаете, сколько сократило? Менее четверти субъектов. А они говорили следующее: пусть в ЖК внесут депутаты поправку. Мы сейчас внесли, до года сократили срок. Только тогда мы будем так и действовать. Вот как это всё было. Я не буду перечислять примеры, где мы действительно очень много полномочий отдали субъектам Федерации. А они их как будто не видят, как будто их нет, не действуют нормы. Вправе, но право это не реализуется. И граждане недоумевают, почему.

Но сейчас я хочу сказать, что, вообще, оптимальным вариантом было бы сейчас принять в первом чтении эту законодательную инициативу и довести её до полной реализации всех поручений Президента.

Я, конечно, знаю, что мы не можем выполнить поручение Президента о том, чтобы было предусмотрено софинансирование, помощь субъектам Федерации. Это мы не можем сделать. Это немножко другая история и другая законодательная инициатива. Это бюджет. Но многие позиции, в том числе позиции по ограничению взноса на капитальный ремонт, мы можем в эту законодательную инициативу внести во втором чтении. И это делать нужно обязательно, потому что иначе мы будем снова час посвящать нашей инициативе, которая лежит ровно на эту тему? А она тоже в поручении Президента.

По поводу восстановления технической инвентаризации я тоже говорила уже в своем вступлении, не буду об этом говорить, это крайне важная позиция, ее тоже нужно реализовать? А сейчас мы можем что? Отклонить, потом в июле-месяце, в конце, перед отпуском депутатским нам внесут срочно от Правительства то же самое, но, может быть, чуть в большем объеме, может быть, переделают какие-то слова, но суть останется той же самой. И скажут, депутаты медленно работают, они в отпуск ушли, понимаете ли, в августе, а 1 сентября не за горами, отозвать их из отпуска, чтобы срочно выполнить поручение Президента. У нас такая история была по 122-му закону, когда нас отзывали из отпусков. Это я для новичков говорю, что это реально, это не мои фантазии.

Так что, уважаемые коллеги, в любом варианте я вам благодарна за дискуссию. Ничего лишнего в нашей законодательной инициативе на сегодняшний день нет. К великому сожалению, мой заместитель не прочел пункт 2, который нельзя реализовать, уважаемый Павел Рюрикович (Качкаев, депутат фракции "Единая Россия" – Прим. ред.), без внесения изменения в Жилищный кодекс, а вы процитировали только 1-й пункт поручения Президента.

Так что поручения Президента надо читать с карандашом, подчеркивая все важнейшие позиции для граждан Российской Федерации. Огромное спасибо за внимание.

Центральный Аппарат партии
Телефон: (495) 787-85-15
Факс: (495) 959-35-86
Пресс-служба
партии
Раб. тел.: +7 (495) 783-98-03
Моб. тел.: +7 (916) 249-49-47
(только для СМИ)
Общественная приемная
фракции "СР" в Госдуме
Конт. тел: (495) 629-61-01
Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2019