О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Василий Швецов об увеличении минимального размера оплаты труда

13 ноября 2015

 см. также ↓

13 ноября Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона № 911766-6 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда". Позицию фракции СР представил Василий Швецов:

– Уважаемые коллеги!

На протяжении многих лет вопрос регулирования заработной платы в России является одним из самых проблемных в сфере социально-трудовых отношений.

Сегодня существующий МРОТ в 5965 руб. предлагается законодательно увеличить до 6204 руб., то есть на 239 руб. Конечно, лучше хоть что то, чем совсем ничего.

Средняя заработная плата по стране в 2015 году составляет порядка 33 тыс. рублей. Заработная плата в ряде отраслей составляет сотни тыс. руб., а у руководителей госкорпораций, предприятий она составляет миллионы. Учитывая это, можно сказать, что МРОТ, как социальная норма сегодня, к сожалению, не имеет никакого регулирующего влияния.

Но, начиная читать пояснительную записку к проекту закона, сразу возникает мажорное настроение: наконец-то, Правительство задумалось о поэтапном повышении МРОТ до величины, предусмотренной статьей 133 Трудового кодекса, то есть до уровня, не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.

Но, чем дальше читаем, тем быстрее это настроение падает. Если в 2015 году соотношение МРОТ и прожиточного минимума составляет 55,4%, то при таком повышении, которое предлагает Правительство, в 2016 году этот показатель ухудшится до 53,6%. Вот такая нестыковка в намерениях.

Похоже, этот законопроект является логическим продолжением стратегии Правительства по сохранению социального неравенства. Потому что минимальный размер оплаты труда является показателем, касающимся наиболее бедной части населения.

Хотел бы обратить внимание на один момент, отмеченный в пояснительной записке к законопроекту. Цитата: "Начиная с 2012 г. вопрос о сроке и механизмах повышения МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения неоднократно обсуждался Минтрудом России со сторонами социального партнерства. До настоящего времени стороны не выработали согласованной позиции. В связи с этим консультации сторон социального партнерства будут продолжены".

На это заявление отреагировал комитет Думы по труду и социальным вопросам.

Цитата: "Правительство Российской Федерации должно представить ко второму чтению данного законопроекта информацию о планах поэтапного повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума".

Уважаемые коллеги. Нам не следует обманываться, и обманывать наших избирателей. Этот вопрос решен не будет.

Мы не раз убеждались в том, что все вопросы, которые имеют отношение к повышению уровня доходов наиболее бедных слоев населения, практически никогда не решаются, либо решаются в таком усеченном виде, что жизнь этих людей в лучшем случае остается на том же безнадежном уровне. Причина проста – у них нет таких лоббирующих возможностей, как у монополий, корпораций и других представителей олигархического капитала.

Совсем недавно я получил очередное подтверждение этому. В июле мной был направлен запрос в Минфин, Минэкономики и Минтруд. Запрос был сформулирован так: "Считаете ли Вы существующий уровень расслоения значимым негативным фактором? Если да, то, какие меры разрабатываются для преодоления неравенства?".

По итогам ответов была проведена рабочая встреча с представителями министерств. Вывод был такой. Все министерства считают такой уровень расслоения серьезной проблемой. Но ни у одного из них нет планов по его сокращению.

Такая же судьба ждет и МРОТ.

Минимальная заработная плата должна обеспечивать работающим по найму людям необходимую социальную защиту. Это та планка, ниже которой заработная плата не может опускаться ни при каких условиях.

Она же инструмент снижения социального неравенства, сокращения числа низкооплачиваемых работников.

Но учитываются ли сегодня при определении уровня минимальной заработной платы такие факторы, как потребности работников и их семей, стоимость жизни, социальные пособия, стремление к высокому уровню производительности?

Думаю, что нет.

Крайне низкий уровень минимальной заработной платы в России порождает такие острейшие социально-экономические проблемы, как снижение цены рабочей силы на рынке труда, увеличение до неприемлемого уровня различий в заработной плате между работниками, выплата "серой" заработной платы, скрываемой от налогообложения.

К сожалению, из величины минимального размера оплаты труда несколько лет назад были исключены и все компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. В том числе, повышенная оплата труда за работу во вредных условиях, в ночное время, оплата за работу в выходные и праздничные дни. Получается, что у работников с различными условиями труда минимальная гарантия одинакова.

При заключении трудовых договоров тарифные ставки, должностные оклады и компенсационные выплаты всегда должны быть стабильной частью заработной платы, гарантией для работника. Однако сегодня эта часть в структуре заработной платы серьезно занижена, а существующий порядок установления МРОТ только усиливает тенденцию к её дальнейшему сокращению.

Сегодня, даже говоря о намерении довести МРОТ до установленного прожиточного минимума, честнее было бы сказать до уровня выживания.

То есть, мы пытаемся решить проблему довести до уровня выживания работающего человека. Такое положение недопустимо.

Говоря о МРОТе, и Правительство, и Государственная Дума должны определить стратегию и временные рамки для установления нижнего предела заработной платы, исходя из величины социального стандарта потребления. Для этого за основу взять минимальную почасовую ставку с тремя видами повышающих коэффициентов: региональным, отраслевым, квалификационным. И, соответственно, выработать такую схему защиты человека труда, чтобы работник не мог получать не только меньше минимального размера оплаты труда в месяц, но и меньше минимальной почасовой зарплаты.

А непосредственно социальный стандарт потребления, который включает в себя не только расходы на питание и предметы первой необходимости, но и на содержание жилья, образование, культуру, лечение, отдых, должен стать основой всех расчетов заработной платы человека. Разработка и стремление государства к социальному стандарту позволит человеку чувствовать себя достойно. И определение социального стандарта потребления должно стать одной из важнейших задач Правительства, стать ориентиром при выработке социальной политики в стране.

Поэтому депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" намерены внести ряд законопроектов, которые позволили бы обеспечить уровень доходов, необходимый для физического, духовного и интеллектуального развития гражданина Российской Федерации.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024