О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Леонид Левин о госрегулировании в сфере информационных технологий

22 мая 2015

 см. также ↓

22 мая Государственная Дума приняла в первом чтении проект ФЗ № 764677-6 "О внесении изменений в ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты РФ" (в части введения госрегулирования в сфере использования российских программ для электронных вычислительных машин или баз данных). Фракция "СР" поддержала данную законодательную инициативу. Законопроект представил один из авторов – Леонид Левин:

– На ваше рассмотрение представлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесённый депутатами Казаковым, Деньгиным, Ющенко, Харловым, Климовым и Левиным.

Суть представляемого законопроекта заключается в создании реестра российского программного обеспечения в целях предоставления программному обеспечению российского производства мер государственной поддержки в виде облегчения доступа к нему заказчиков и преодоления сложившейся на отечественном рынке ситуации несправедливой конкуренции иностранных компаний.

Законопроектом определяется перечень критериев, которым должно соответствовать программное обеспечение для включения сведений о нём в реестр российского программного обеспечения.

Предлагается определить страну происхождения программного обеспечения по собственнику авторских прав. Такое определение отечественного программного обеспечения исключает проблемы для отечественных компаний, имеющих сложную корпоративную структуру.

Состав сведений, вносимых в реестр российского программного обеспечения и порядок его формирования и ведения, а также предоставление сведений из этого реестра будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Данным проектом федерального закона вводится обязанность для госзакупщиков публиковать мотивированное объяснение закупки иностранного аналога.

Идея законопроекта согласовывалась со всеми отраслевыми ассоциациями. Это первая мера по импортозамещению в отрасли интеллектуальных технологий, осуществляемая Государственной Думой.

Обращаю ваше внимание, что предполагаемый законопроект выдан депутатами от всех фракций. Таким образом, идея защиты отечественного производства, создание рабочих мест и обеспечение цифрового суверенитета для нас выше межфракционных противоречий.

Законопроект прошёл также и нулевые чтения и был одобрен Общественной Палатой.

Хотел бы обратить внимание, что производство программного обеспечения занимает уникальное место в структуре отечественного промышленного производства. В прошлом году президент неоднократно и недвусмысленно ставил задачи по осуществлению научно-технической революции.

Такая революция – это, в первую очередь, перенос экономики в Интернет, создание новой экономики на основании виртуальных сред, а виртуальные среды как раз полностью определяются программным обеспечением.

В отличие от инфраструктурных и промышленных проектов Интернет-предприятия невозможно контролировать только за счёт расстановки ключевых кадров. Программы, управляющие компьютерными сетями за счёт скрытых, неявных функций, могут выходить из подчинения формальных владельцев и использоваться, в том числе, внезапно и скрытно в деструктивных целях и в чужих интересах.

После истории с Эдвардом Сноуденом, если у кого-то оставались хоть какие-то иллюзии на этот счёт, они исчезли. Ни одно государство мира не может себе позволить тотальные проверки всех лицензируемых и сертифицируемых программ с закрытым кодом, которые бы полностью исключили возможность наличия программных закладок.

Таким образом, программа импортозамещения в производстве софта – это важнейший корневой вопрос сохранения российского суверенитета и контроля над отечественной экономикой.

В сложившейся ситуации идею госреестра можно реализовать только через закон. Более года совместными усилиями отраслевых ассоциаций и профильных ведомств делались попытки создать госреестр программного обеспечения на основе правительственного постановления. В результате отрасль, используя ресурс института развития Интернета, разработала текст законопроекта, который после рассмотрения его комитетом по информационной политике, информационным технологиям предлагается как раз вашему вниманию.

Что ещё хотелось бы сказать? Стратегия закона – это фронтальное наступление на монополизм западных поставщиков, исключающее их тактические уступки в отдельных сегментах ради сохранения общего доминирования.

Параллельно с принятием закона или уже после его вступления в силу возможны секторальные меры любой степени жёсткости, вводимые поправками, подзаконными актами или иными способами.

Идея создания реестра совершенно прозрачна для всех отечественных игроков отрасли. И отраслевые организации, и Минкомсвязи неоднократно выражали готовность его создать и поддерживать.

Продвигаемая в законопроекте идея создания сочетания реестра с обязательным мотивированным объяснением рассчитана на максимальное облечение администрирования закона. Обязательное мотивирование и объяснение закупки западного аналога интересно, в первую очередь, с точки зрения возможности осуществления общественного контроля за счёт сигналов самых заинтересованных в исполнении закона лиц – российских разработчиков. Это очень важная опция для общественных организаций и гражданского общества в целом.

Считаю, что изложенное указывает на необходимость в сложившихся условиях международной обстановки и ситуации на рынке принять предложенные меры именно в виде закона в предлагаемом варианте, что, конечно, не исключает внесение уточнений по мере рассмотрения законопроекта во втором чтении.

Уважаемые коллеги, думаю, что большинство из вас во время работы в регионах сталкивались с представителями этой молодой отрасли. Увлечённые ребята обивают пороги с предложениями, которые могли бы существенно усилить наше государство и быть востребованы на рынке. Именно для реализации таких идей и предлагается создание госреестра.

Государственный реестр должен стать витриной наших успехов и однозначным сигналом для всей отрасли интеллектуальных технологий. В условиях возможности занесения их в реестр, состоявшиеся компании и молодые Кулибины будут понимать, что государство повернулось к ним лицом всерьёз и надолго. Теперь они не будут искать пути ухода на Запад, у них будет твёрдая уверенность в возможности реализоваться в Российской Федерации.

В наших руках сегодня возможность сделать первый шаг по поддержке отечественной отрасли интеллектуальных технологий. Этот шаг определит будущее нашей страны, её место в новой электронной экономике.

Прошу поддержать законопроект в первом чтении.

Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024