ОСВОБОДИТЬ НАРОД ОТ БАНКОВСКОГО ГНЕТА

По страницам СМИ: Известия

Деньги на развитие
Депутат Анатолий Аксаков – о поиске новых источников финансирования инфраструктурных проектов

Анатолий Аксаков, 27 февраля 2017

На Российском инвестиционном форуме, который откроется сегодня в Сочи, как правило, с разных точек зрения рассматриваются возможные подходы к стимулированию роста экономики нашей страны. И рано или поздно эти обсуждения упираются в главный вопрос: где взять деньги. Будь это обновление основных фондов, программы импортозамещения, развитие регионов, поддержка уже построенных спортивных объектов или внедрение новых технологий – без длинных и недорогих ресурсов, без существенных инвестиционных вливаний дело идет медленно, а это грозит экономическим отставанием от развитых стран и ухудшением качества жизни населения.

Сегодня на всех уровнях власти есть понимание, что России необходима новая парадигма экономического развития, и Правительство уже какое-то время работает над стратегическим планом развития экономики страны. На мой взгляд, центральным элементом такой парадигмы необходимо сделать поиск и активизацию внутренних источников инвестирования. При этом приоритетным направлением финансирования должны стать инфраструктурные проекты, реализация которых создает мультипликативный эффект, стимулирует развитие сразу нескольких смежных отраслей экономики. Такой подход позволит использовать существующие ресурсы с максимальной отдачей.

В настоящее время уровень инвестиций в отечественную инфраструктуру примерно соответствует среднемировому уровню и оценивается российскими и мировыми экспертами в 3,5% ВВП. Но даже таких вложений недостаточно, чтобы преодолеть отставание, вызванное недофинансированием в 1990-е и в начале 2000-х годов.

Государство в России традиционно является необходимой движущей силой инфраструктурного развития, однако госинвестиций не хватает, поэтому дополнительные инвестиции в инфраструктуру должны ориентироваться прежде всего на рыночные, а не на бюджетные источники. Необходимо более масштабное привлечение частных вложений, ключевым источником и проводником которых могла бы стать банковская система России. Она обладает значительными ресурсами для обеспечения поточного финансирования проектов – ее совокупные активы в 83 трлн рублей сопоставимы с размером российского ВВП. Тем не менее, существует целый ряд факторов, в том числе в нормативно-правовом поле, препятствующих развитию инвестиционного банковского кредитования.

Для решения проблемы стимулирования кредитования можно было бы в первую очередь расширить и перенастроить доступный финансовый инструментарий. Среди очевидных мер – более активное снижение ключевой ставки, для которого у Банка России есть все основания: уровень инфляции сейчас практически вдвое ниже, чем ключевая ставка. Банки могли бы снизить проценты по кредитам, заемщики активнее предъявляли бы спрос на деньги, результатом стало бы общее оживление кредитного рынка и мобилизация свободных ресурсов в интересах экономики.

Еще одна очевидная мера – более активное использование специнструментов рефинансирования Банка России. Нужно существенно увеличить объемы средств, предоставляемых банкам в рамках специнструментов. Для обеспечения целевого использования этих ресурсов можно было бы рефинансировать прежде всего кредиты реальному сектору экономики, в том числе с использованием проектного финансирования, синдицированного кредита, секьюритизации и лизинговых операций.

Рынок синдицированного кредитования имеет большой потенциал с точки зрения привлечения инвестиций в крупные инвестиционные проекты, в том числе инфраструктурные. При этом рынок синдикаций в нашей стране развит слабо: в 2015 году объем совершенных в России сделок синдицированного кредитования составил лишь $6 млрд, что в 14 раз меньше, чем, к примеру, в Италии. Одна из причин такого положения дел – недостаточная правовая база. Проект закона, регулирующего синдицированный кредит, готовится Правительством с 2014 года и до сих пор не внесен в Госдуму.

Для создания полноценно функционирующего рынка синдицированного кредитования необходимо ликвидировать существующие в данной сфере правовые пробелы, а также внести изменения в Налоговый кодекс для исключения обложения НДС части выплат по синдицированному кредиту. Согласовать и внедрить стандарты первичного и вторичного рынков синдицированного кредитования. Организовать и провести пилотные сделки, осуществить широкое тиражирование полученного позитивного опыта, а затем приступить к формированию вторичного рынка синдицированного кредитования. С учетом того, что синдицированный кредит является основой всех современных моделей финансирования, создание в России полноценного рынка синдикации придаст мощный импульс использованию проектного финансирования, секьюритизации, лизинга и торгового финансирования для поддержки перспективных проектов в реальном секторе экономики.

Стимулирующей мерой, направленной на развитие долгосрочного банковского кредитования, должно стать и дальнейшее совершенствование гражданского законодательства. В частности, необходимо снять ограничение на круг потенциальных кредиторов по кредитным договорам для развития вторичного рынка требований по кредитам, уточнить положения об уступке прав по договору кредита, устранить неопределенности относительно права банков взимать непроцентные вознаграждения по кредитным договорам, а также расторгать такие договоры и требовать досрочного возврата кредита в предусмотренных договором случаях.

Законодательство в банковской сфере также необходимо доработать, чтобы повысить эффективность регулирования, влияющего на кредитную политику банков. В частности, следует исключить ситуации, когда долгосрочное кредитование подпадает под критерии кредитования на пополнение оборотных средств, что приводит к неоправданному увеличению резервирования. Кроме того, необходимо создать правовую основу для использования залоговых счетов, а также решить вопрос с чрезмерно длинными в силу работы судебной системы сроками реализации залогов.

Для стимулирования инвестиционного банковского кредитования целесообразно также внести ряд изменений в нормативные документы Банка России. Прежде всего, это изменения в Положение № 254-П, направленные на увеличение нормативного срока реализации залогов и совершенствование оценки резервов по ипотечным кредитам, на учет специфики деятельности проектных компаний, а также особенностей деятельности управляющего залогом и расчета размера резервов при синдицированном кредитовании.

Источник: Известия

См. также

персоналии:

Аксаков Анатолий Геннадьевич

Важно

Всероссийская пресс-конференция "Социальные итоги 2016 года"

В ходе всероссийской пресс-конференции представители региональных отделений партии подробно рассказали о содержании доклада "Россия без социальной справедливости" и проиллюстрировали озвученные в нем выводы на примерах из своих регионов.

Заседание Центрального совета Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ

24 апреля в Подмосковье состоялось заседание Центрального совета Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ.

Социальные итоги-2016

Сергей Миронов передал премьер-министру специальный доклад "Социальные итоги-2016", характеризующий социальное самочувствие и проблемы граждан. Социальные итоги минувшего года в документе СР оцениваются иначе, нежели в оптимистических отчетах Правительства, подчеркнул Сергей Миронов.

Теракт в Санкт-Петербурге

3 апреля в метро Санкт-Петербурга совершен теракт, в результате которого погибли 14 человек и еще несколько десятков получили ранения. Представители Партии СР высказались в связи с этим трагическим событием.

Топ-10 самых острых социальных проблем

Ко Всемирному дню социальной справедливости Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ составила Топ-10 проблем, вызывающих наибольшее недовольство граждан.

О национальном образовании

Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель фракции "СР" в Госдуме Сергей Миронов на V Рождественских Парламентских встречах выступил с докладом "О национальном образовании".

Государственная идеология

В последнее время в фокусе общественных дискуссий все чаще оказывается вопрос "Нужна ли России госидеология?". Причины этого вполне понятны. Ведь многие из тех вызовов и угроз, с которыми сталкивается наша страна, носят идеологическую направленность.

Крым: справедливый выбор. Фильм о визите в Крым зарубежной делегации во главе с депутатами Европарламента по специальному приглашению Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ 19-21 марта 2017 года

ПАРТИЯ ДЕНЬ ЗА ДНЁМ

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

янв

фев

мар

апр

май

июн

июл

авг

сен

окт

ноя

дек

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2017