О партии
Идеология
Лица
Деятельность
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Михаил Брячак: "Недооценка роли самоуправления сводит гражданскую активность к политическому противостоянию"

14 марта 2014

На пленарном заседании Госдумы 14 марта от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Михаил Брячак:

– Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги.

В постоянно меняющемся, стремительно меняющемся мире происходят события, на которые мы должны адекватно реагировать, воспринимать, как происходящее вокруг нас, так и внутри нас.

Сегодня я хочу обратить наше с вами внимание на важнейший вопрос нашего жизнеустройства – это организация и развитие и эффективная деятельность местного самоуправления.

Мы часто говорим о том, что местное самоуправление является основой демократического устройства, основой здорового развития общества, панацеей от многих и многих неприятных возможных событий, но всегда ли мы до конца это осознаём, не притупилось ли наше внимание осознания этих ценностей? Я думаю, что об этом стоит сейчас поговорить.

В Палате депутатов партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ около 6 тысяч депутатов всех уровней. Мы прекрасно с вами знаем, что на местах в части местного самоуправления на сегодняшний день происходит. Но активная постоянная системная работа Палаты позволяет нам в реальном режиме ощущать всё это ещё в большей степени и получать постоянную информацию, крайне важную и нужную для того, чтобы принимать адекватные решения. И совсем недавно состоявшееся заседание Совета Палаты позволило ещё раз нам глубоко окунуться в эту проблематику.

Сегодня развитие самоуправления в нашей стране столкнулось с серьёзными проблемами. Состоявшийся открытый разговор с депутатами всех уровней и главами муниципальных образований окончательно доказал, что система местного самоуправления в нашей стране не отвечает требованиям времени, а некоторые действующие нормы далеки от здравого смысла. Наш ключевой тезис состоит в том, что именно самоуправление на местах и является гражданским обществом в современном понимании. Общественные некоммерческие движения и объединения составляют всего лишь его часть, притом не самую большую, и по сравнению с ними, безусловно, местное самоуправление выглядит наиболее значимым, наиболее важным фактором в нашей жизни. Недооценка роли самоуправления сводит гражданскую активность к политическому противостоянию.

Полноценное самоуправление граждан реально может взять на себя львиную долю ответственности за социальный мир и стабильность. И наоборот, если жители вынуждены целиком полагаться на мудрость и волю верховной власти, то что остаётся ждать от перевёрнутой пирамиды, нам с вами понятно. Последствия политики замыкания всех полномочий на назначенного чиновника и кризиса местного самоуправления мы с болью в сердце с вами сейчас наблюдаем в братской Украине. Мы не хотим этих рисков и настаиваем на том, чтобы обратить самое серьёзное внимание на реальное развитие местного самоуправления. Развитие самоуправления – это противоядие многим вызовам и провокациям, с которыми мы сталкиваемся. И эти процессы ещё возможны.

За последние 20 с лишним лет прошли как минимум три муниципальные реформы. Ни одна из них так и не достигла своих целей. В многострадальный 131-й закон вносилось за это время около 300 изменений. Но все они носят частный, лоскутный характер и не формируют полноценную базу для развития самоуправления.

В чём главная проблема действующего законодательства, по мнению наших депутатов? В названии 131-го закона речь идёт о принципах организации местного самоуправления. В действительности никаких общих принципов в законе нет, а есть жёсткая регламентация, закон оставил регионам мало пространства для маневра и фактически обязал их двигаться от многообразия организаций местного самоуправления к его унификации.

Возможна ли такая система в нашей многообразной, очень отличающейся в регионах друг от друга стране такая система? Конечно, нет. Странная ситуация в огромной многонациональной России, состоящей из 83-х самых разных по культуре, истории, традициям субъектов, где мы пытаемся выстроить унифицированную систему. Кстати сказать, в Германии, где в большей степени и по этническому, и по национальному, и по географическому принципу организовано местное самоуправление, четыре системы местного самоуправления, а мы пытаемся сейчас в нашем законодательстве применить одну.

Мы считаем, что для укрепления стабильности местного самоуправления необходимо принять специальный федеральный конституционный закон, закрепляющий основы и общие принципы организации местного самоуправления. Основы идеи этого закона должны получить развитие и в региональных законах.

Пересмотреть муниципальную карту регионов можно только после внесения серьёзных изменений в бюджетный процесс, сегодня это происходит стихийно, необоснованно, по воле и по решению отдельных чиновников. В настоящее время из-за нехватки денег даже крупные муниципальные образования не способны создать соответствующие институты развития.

Если не изменить доходную базу местных бюджетов, даже потенциально самодостаточные муниципальные структуры окажутся нежизнеспособными. Особенно пострадает муниципальная власть на уровне поселений, та власть, которая ближе всего к жителям, ближе всего к избирателям.

Самое главное – надо не просто выделить муниципалитетам деньги, а передать им постоянные и стабильные источники. Коллеги, мы с вами знаем, что 132-я статья Конституции Российской Федерации предусматривает использование собственности муниципальными образованиями, находящимися на их территории, формирование, утверждение, исполнение бюджетов, формирование налоговой базы, но на практике, в реальной жизни мы этого не видим.

Более того, статья 9 Европейской хартии о местном самоуправлении, к которой мы с вами присоединились, предусматривает во второй части, что финансирование, полномочия местного самоуправления должны быть полными и обеспечивать исполнение этих полномочий.

Эти источники доходов должны быть закреплены в Федеральном законе "О финансово-экономических основах местного самоуправления", устанавливая понятные и прозрачные механизмы формирования муниципальных бюджетов, упорядочивая системы межбюджетных трансфертов.

Подобный закон решает и обнародованную в Бюджетном послании Президента Российской Федерации "О бюджетной политике 2012-2014 годов" задачу обеспечения эффективной деятельности реализации полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Только тогда и только при этом местная власть будет целенаправленно создавать институты развития, а не ходить, как сейчас, с протянутой рукой. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны отказаться от идеи ограничения самостоятельности муниципалитетов и нарушения конституционного права граждан на местное самоуправление. Считаем возможным и целесообразным постепенно довести долю налога на доходы физических лиц, поступающую в бюджеты городских округов, городских и сельских поселений, до 40 процентов, перейти при этом к уплате НДФЛ по месту жительства налогоплательщиков, а не по месту регистрации предприятий, где жители вынуждены на удалении работать, как это происходит сейчас.

Необходимо передать на муниципальный уровень транспортный налог, что позволит формировать те фонды, которые, наконец-то, смогут заниматься ремонтом и содержанием сельских дорог.

За бюджетными поселениями должны быть законодательно закреплены все налоги и от малого бизнеса, и сейчас они в основном попадают на районный уровень. Граждане должны понимать, на что конкретно расходуются собранные средства? Здесь помимо принятия комплекса мер по обеспечению прозрачности расходов муниципального образования стоит учесть и опыт Франции, Испании, Германии, Бразилии, которые успешно используют механизмы прямого участия граждан в распределении части средств. Институт индивидуальных бюджетных назначений позволяет каждому налогоплательщику самостоятельно выбирать, на какие общественно полезные цели отчислять от 1 до 2 процентов. Может быть, это не так важно в бюджетной политике, как это важно в том, чтобы формировалось сознание людей, его направленность на управление, на ответственность за эти решения. И в этой части, конечно, это важно.

Однако главная проблема современной России – дефицит доверия между властью и обществом. И она, в первую очередь, упирается в слабость общественного самоуправления. Принятие ранее перечисленных мер позволит России сформировать эффективную систему местного самоуправления и обойти те подводные камни, на которые наткнулась наша братская Украина.

И, коллеги, если мы сейчас не в полной мере обеспечиваем исполнение возможностей и прав местных органов власти, тем самым выражая некоторое недоверие, что мы можем ждать в ответ? Что мы можем ждать в обратной связи? И поэтому местное самоуправление, с нашей точки зрения, с точки зрения Палаты депутатов партии, является ключевым вопросом, который сегодня необходимо решать. Необходимо решать согласно Конституции, согласно 131 закону Европейской Хартии.

Спасибо за внимание.

Центральный Аппарат партии
Телефон: (495) 787-85-15
Факс: (495) 959-35-86
Пресс-служба
партии
Раб. тел.: +7 (495) 783-98-03
Моб. тел.: +7 (916) 249-49-47
(только для СМИ)
Общественная приемная
фракции "СР" в Госдуме
Конт. тел: (495) 629-61-01
Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2019