О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Галина Хованская о некоммерческом найме жилья

22 марта 2013

 см. также ↓

22 марта в Госдуме был принят в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по некоммерческому найму жилых помещений". Законопроект представила член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", председатель комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская. Предлагаем вашему вниманию стенограмму выступления:

– Уважаемые депутаты. Пожалуй, сегодня мы будем рассматривать один из законопроектов, который может изменить судьбу многих граждан Российской Федерации, а по моим оценкам, это где-то 40 процентов населения Российской Федерации, которые после принятия Жилищного кодекса и после 1 марта 2005 года оказались вне зоны правового регулирования. То есть их не принимают на учет для получения социального жилья, так как нуждаемость у них есть по метрам либо по непригодности. Но по установленным органами местного самоуправления критериям они не попадают в категорию малоимущих, чуть-чуть доход превышает установленную планку.

И к великому сожалению, с другой стороны, что им предлагает законодательство? Только рынок. Рынок, на котором снять жилье, как мы знаем, стоит не дорого, а очень дорого, особенно если речь идет о крупных региональных центрах, я уже не говорю про Москву и Санкт-Петербург. К великому сожалению, для того, чтобы осознать возникшую проблему, понадобилось семь лет. Я в 2005 году делала первую попытку ввести в законодательство жилищный фонд некоммерческого использования. Процесс немножко сдвинулся с мертвой точки, когда Президент Российской Федерации где-то лет пять назад сказал, что да, идея интересная, но нужно продумать вопросы финансирования и создания этого жилищного фонда.

И наконец в 2012 году появился вполне конкретный Указ 600 от 7 мая 2012 года, где было уже дано поручение разработать все вопросы для того, чтобы все-таки ввести у нас институт некоммерческого найма жилья. Но он иногда не очень корректно называется арендным фондом, но не столь важно, потому что аренда у нас для юридических лиц, а граждане у нас являются нанимателями жилого помещения, так что речь идет о найме, некоммерческом найме жилья. Вот этот вид жилищного фонда, если мы с вами сегодня поддержим эту идею, эту концепцию (сегодня мы обсуждаем концепцию, потому что даже с нашей точки зрения документ будет дорабатываться, я об этом скажу позже), то в принципе, конечно, мы решим проблему. Это работники бюджетной сферы, муниципальные служащие, это молодые семьи, которые сейчас вынуждены для того, чтобы самостоятельно жить, создавать семью, снимать жилье по безумным совершенно ценам на рынке.

Мы им даем шанс, а они требуют это от меня уже, по-моему, шестой или седьмой год: "Ну, где же ваше некоммерческое жилье?" Да, в нем не будет льгот. Да, этот жилищный фонд не будет нагрузкой для бюджета местного или бюджета субъектов федерации в процессе эксплуатации. Но тем не менее плата будет достаточно подъемной для такой категории граждан, понимаете? И когда мне задают вопросы, сколько конкретно нужно будет платить, на это ответ может быть следующий: в каждом регионе будет свой коэффициент, потому что в Москве это может быть в два-три раза дешевле, чем на рынке, а во Владимирской, Костромской и Архангельской области – это может быть на 20-30 процентов дешевле, но все-таки дешевле. И вот для этой категории граждан возникает шанс, если они захотят стать собственниками, они эту собственность смогут приобрести, накопив. Сейчас они отдают практически всю или большую часть, львиную долю своего семейного дохода для того, чтобы жить в нормальных человеческих условиях, воспитывать детей.

Заинтересованы во введении этого вида некоммерческого жилищного фонда также и руководители предприятий, как строящихся, так и развивающихся, потому что сейчас нет такой формы. И они очень просят: "Ну давайте, мы с удовольствием привлечем к себе граждан для работы на длительный срок". А он может быть три года, может быть пять лет. Договор у нас заключается, как правило, от трех лет и более. Так что очень много заинтересованных в создании этого фонда. Жизнь подсказала уже, и в Москве появились так называемые бездоходные дома. Что это такое? Это как раз и есть некоммерческое жилье. Но, к великому сожалению, в законодательстве сейчас нет такого вида фонда. Поэтому когда мне говорят: "Создайте жилье в коммерческом фонде без извлечения прибыли", то такого не бывает, потому что коммерческое жилье в первую очередь – для извлечения прибыли. Норма Гражданского кодекса. Поэтому жизнь диктует эту потребность.

Создание этого вида жилищного фонда: сегодня мы только закладываем первый кирпичик в создание этого института, потому что нам придется вносить изменения в Земельный кодекс, в Гражданский кодекс, в Налоговый кодекс, в Градостроительный кодекс для того, чтобы это заработало, потому что мало ввести поправки в жилищное законодательство, определить этот договор, описать все условия – нужно создать условия еще и застройщику для того, чтобы ему было интересно строить это жилье. Расчеты показывают разные цифры в зависимости от того, будет принимать участие в этом процессе бюджет или не будет принимать участие. Я очень надеюсь на коллег, которые работают в комитетах бюджетном, по финансовым рынкам, в экономической политике, чтобы они активно включились в эту работу и помогли в создании этого законопроекта, комплекса этих законов.

Как вы поняли, договор социального найма – слева, справа – рынок, то есть договор, который работает в коммерческом фонде. Поэтому договор некоммерческого найма занимает промежуточную нишу. Нам часто говорят: "Вы дублируете нормы Гражданского кодекса" или "Вы дублируете нормы договора социального найма". Да, потому что есть признаки и того, и другого договора. Вот это тоже я хотела бы, чтобы вы поняли: отличие от договора социального найма в том, что договор социального найма у нас бессрочный, а здесь договор заключается на срок. По договору социального найма жилое помещение можно приватизировать, а это жилое помещение не подлежит приватизации. По договору социального найма плата за наем символическая, а здесь платеж, в общем-то, должен компенсировать расходы по текущей эксплуатации и по будущему капитальному ремонту. Вот отличие уже напрямую.

По коммерческому фонду отличие тоже очевидное. Там нет административных каких-то усмотрений, там нет очередности, там есть рынок, цену устанавливает рынок, а вот здесь, все-таки мы должны понять, главная наша цель – это решение жилищной проблемы для так называемого "среднего класса". Главная наша цель – не извлечение прибыли. Более того, когда мне говорят: "Колоссальная очередь на социальное жилье" – да, огромная очередь на социальное жилье, но огромный процент очередников встали на учет до 1 марта 2005 года и стоят в этой очереди по 20-30 лет. Так вот, мы им даем шанс, если мы введем ко второму чтению преимущество, первоочередное право для этой категории. Если они хотят в нормальных условиях воспитывать своих детей и тянуть эту не очень сильную нагрузку, ради бога, пусть они уходят из социальной очереди, и тогда в ней останутся действительно только малоимущие граждане. Вот это тоже я хочу, чтобы вы поняли, это инструмент для того, чтобы убрать из социальной очереди большой процент очередников, которые выросли за 20 лет в этой очереди и имеют возможность оплатить такие не очень тяжелые, в общем-то, расходы.

На первом этапе мы предполагаем, что этот жилищный фонд будет либо в государственной собственности субъекта; теоретически это может быть и в федеральной собственности, и в собственности муниципалитета. В перспективе, если мы определим договорные отношения с некоммерческими организациями, как это делается в европейских странах, можно будет прописать и наличие этого фонда у некоммерческих организаций.

Вы знаете, это не наше ноу-хау. Западная Европа именно так живет, в таком режиме. Пример Франции, пожалуйста: жилье для бедных – это наше социальное жилье (перевожу), и жилье для семей с невысоким уровнем дохода – это наш некоммерческий найм. Так что ничего нового мы тут не изобретаем, но нам, безусловно, очень сложно вводить этот институт, учитывая нашу специфику. Есть сложные моменты, которые надо обсуждать, и я вас приглашаю всех к обсуждению. Мы пока предлагаем, учитывая печальный опыт управления домом, в котором есть и социальное жилье, и купленное по рыночной цене, и приватизированное жилье. И вот таким "ежиком" надо управлять. Вы представляете, что это такое?! Этот конфликт интересов изначально был заложен процессом приватизации, потому что не весь дом приватизировался, а приватизировались отдельные квартиры.

Ситуация проще в домах жилищно-строительных кооперативов, особенно если там честные председатели ЖСК – совершенно по-другому люди живут и дома отличаются. Но это спорная позиция, потому что нам говорят: "Вот это же надо, целый дом построить, чтобы в едином режиме правовом он управлялся, чтобы там все были заселены по договорам некоммерческого найма! Давайте на первом этапе отдельные жилые помещения, это тема для обсуждения". Это я вам сейчас докладываю то, что уже обсуждалось вчера на рабочей группе, которая прошла, я считаю, очень эффективно, и я благодарю тех, кто принял участие в работе этой группы.

Спорный вопрос, но вводится, предлагается новая классификация. Честно говоря, соавторов у меня много, поэтому даже для меня самой это неоднозначная позиция, и мы готовы пожертвовать этой классификацией, оставить ее в более разумном варианте, включив туда только жилищный фонд некоммерческого использования и убрав индивидуальный фонд, который, конечно, не выдерживает никакой критики. Еще одна спорная точка, которая вызывает много разговоров – это порядок установления платы за это жилое помещение. Давайте обсуждать. Первая попытка ввести некоммерческий фонд закончилась неудачей, потому что там было единственное замечание ГПУ: вы не установили верхний порог, нижний. Я сказала, вот не признали его малоимущим, чуть-чуть больше доход. Давайте подумаем, как установить этот верхний порог? Идея есть. В отличие от коммерческого фонда, здесь все-таки административный момент есть, все-таки тут в первую очередь мы будем предоставлять это жилье тем, кто нуждается, в первую очередь будем решать социальную проблему.

Задают вопрос часто: "А что будет, если человек решился на некоммерческий найм, его сняли с очереди, он вселился и потерял работу?" Скажу сразу, что если вы читали проект, то там предусмотрена выплата субсидий, то есть на улицу человека не погоним. Так что именно здесь этот административный момент присутствует, уже в этой части. То есть мы не выселим этого человека на улицу. Ну о чем еще сказать? И регистрацию мы предусматриваем договоров свыше года. Норма, в общем-то, дисциплинирует очень серьезно, и она тоже подлежит обсуждению. Но в принципе мне кажется, что это неплохая норма по установлению регистрации договоров свыше года.

Уважаемые коллеги, я вас приглашаю к сотрудничеству, потому что мы сегодня обсуждаем не рядовой законопроект, а законопроект, который имеет значение для десятков миллионов наших граждан. И так как это комплексный документ должен быть – я уже сказала, что как минимум четыре комитета еще должны быть привлечены к сотрудничеству в этой сфере, – я вас приглашаю к работе.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International