О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Галина Хованская, Олег Шеин, Олег Нилов и Валерий Гартунг об отчете Председателя Счетной палаты

07 апреля 2021

 см. также ↓

7 апреля Государственная Дума приняла проект постановления Государственной Думы № 1143035-7 "Об отчете о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2020 году". С докладом выступил Председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин. Вопросы докладчику задали депутаты фракции "СР": Галина Хованская, Олег Шеин, Олег Нилов. От фракции выступил Валерий Гартунг.

Галина Хованская:

- Уважаемый Алексей Леонидович, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" давно предлагает установить федеральный стандарт допустимой доли расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи не более 15%. Это усилит адресную поддержку малоимущих семей при оплате ЖКУ. Минстрой и Минтруд нас поддерживают в данном вопросе. Необходима федеральная поддержка в размере чуть выше 25 млрд рублей. Не наша оценка, а оценка Минтруда.

Президентом дано поручение Правительству представить предложения по межбюджетным трансфертам субъектам с учетом их обеспеченности для софинансирования обязательств по предоставлению гражданам субсидий. "Очень важно для целей выравнивания условий получения адресной поддержки во всех регионах", – сказал Президент. Срок исполнения поручения истек в ноябре 2020 года. Поддерживаете ли вы предложение по усилению системы адресной защиты граждан? Спасибо.

Алексей Кудрин:

- Спасибо. Мы, конечно, поддерживаем меры по усилению адресной защиты граждан. В общем, мы даже давали свои предложения, как снижать бедность у нас в стране, и выйти на те цели, которые поставил Президент по снижению бедности в два раза. Но вот то, что вы говорите, это касается конкретной меры через платежи по ЖКХ. В данном случае мы, конечно, готовы рассмотреть и эти меры. У нас немножко другого характера предложения. Так что спасибо за предложение.

Олег Шеин:

- Уважаемый Алексей Леонидович, по оценкам Росстата, объем серых и черных зарплат в России составляет порядка 13 трлн рублей, в том году чуть уменьшился, просто из-за пандемии людям стали меньше платить.

Но выпадающие ежегодные отчисления в Пенсионный фонд, ОМС составляют более 3 трлн, выпадающие местные налоги – 1,5 трлн рублей, да и люди бесправны.

"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" неоднократно предлагала фирмы, которые привлекают неофициальную занятость, просто отсекать от государственных подрядов, заказов и снимать с них режим отдельных налоговых льгот. Не надо никого сажать, надо просто наказывать рублем, чтобы люди работали по правилам без такого демпинга.

Как вы воспринимаете такое предложение? Потому что речь идет на самом деле о системной серьезной проблеме в Российской Федерации, которая, к сожалению, не решается десятилетиями. Спасибо.

Алексей Кудрин:

- Спасибо. Но, во-первых, я бы всё-таки поподробнее ознакомился с вашими предложениями, вы так с ходу, с голоса по вопросам чувствительнейшим для населения, по выплатам зарплат и их обложению, может быть, сложнее сказать, но Правительство тем не менее работает в этом направлении, и дополнительные меры вот контроля за контрольно-кассовой техникой, за расходами отдельных категорий населения, соотношением доходов, расходов тоже направлены на это направление.

Но я напомню, что у нас в каждом регионе до какого-то времени, я сейчас не помню, работают или нет комиссия по определению уплаты налогов, прежде всего, на заработную плату и в том числе страховых взносов, и целый ряд компаний... в общем, целый ряд компаний обращали на их ситуацию с низкими зарплатами или пытались выявить, то есть какие-то методы сейчас тоже работают.

Вот то, что вы предложили, разрешите дополнительно проработать, прежде чем дать ответ. Спасибо.

Олег Нилов:

 - Алексей Леонидович, вы выступили идеологом одного из вариантов концепции борьбы с бедностью. Представили его Президенту, в Правительство. По амбициозности, в кавычках, мы считаем, что вы явно ошибаетесь. Не к 2030 году и наполовину должна быть ликвидирована бедность в России, а как угроза, одна из основных внутренних угроз национальной безопасности, бедность среди трудящихся и пенсионеров должна быть ликвидирована немедленно. А для всех остальных – максимум к 2024 году.

Вопрос: что вы использовали для основного критерия определения бедности в России на сегодняшний день, если прежний закон о потребительской корзине с 1 января не действует. Нами внесен альтернативный закон о потребительской корзине, разработанный учеными РАН.

Алексей Кудрин:

- Спасибо. Я понимаю, в чем вопрос. Мы когда планировали, то мы исходили из так называемой унитарной бедности, которая определяется уровнем прожиточного минимума. Ваш вопрос заключается в том, что сейчас действительно новым законом изменился порядок определения прожиточного минимума, и вы, как вы говорите, он теперь не опирается на потребительскую корзину. Значит, тут вопрос... И опять же уровень прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации тоже теперь будет изменен, теперь уже изменился по порядку определения.

Тем не менее, мы считаем, что этот порядок позволяет определять бедность. Он вполне рациональный для того, чтобы определять уровень бедности.

То, что вот он не коррелирует прямо в каждый данный момент в реальном времени с потребительской корзиной, не является крупным недостатком, потому что, например, по анализу тенденций, по новому порядку определения бедности через среднюю медианную зарплату и коэффициент к ней, уровень вот этого критерия, то есть этот критерий или этот уровень прожиточного минимума, как правило, – рост.

В этом смысле, скорее всего, этот новый закон позволит быстрее наращивать уровень или повышать уровень прожиточного минимума, и тем самым подтолкнет и регионы, и наши федеральные органы к наращиванию зарплаты.

Но я знаю, что Правительство рассматривает: ввести один критерий по как раз уровню бедности на основе этого уже подхода, который будет чуть-чуть отличаться. Но мы пока его ещё не видели.

Выступление от фракции Валерия Гартунга:

- Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя Госдумы – Прим. ред.), уважаемые коллеги, как приятно выступать после представителя "Единой России" (Дмитрий Сватковский – Прим. ред.). Такой отличный доклад, даже похлопали.

Ну, давайте я тоже похвалю Счётную палату. Прекрасный отчет сделали. Я до этого хвалил ЦБ, они тоже прекрасный отчет сделали. Я думаю, Правительство придет, тоже прекрасно отчитается. Только вот одна неувязочка у нас получается. Бедность-то в стране растет. Экономика падает. Цены растут. Региональное неравенство растёт. Вы тогда объясните, а что происходит в стране? Вот граждане спрашивают, что происходит? Все молодцы, хоть ордена давай, а люди как жили, так и живут, только всё хуже, хуже и хуже.

Правда, это не касается списка Forbes, где российские участники всё выше и выше продвигаются. Поэтому справедливости ради надо сказать, что, конечно, есть за что похвалить Счётную палату. Только одна проверка правильности начисления пенсий, вот только за это вас можно похвалить. Вот сразу вам могу сказать, Счётная палата провела проверку правильности начисления пенсий. И по результатам этой проверки выяснилось, что 16% пенсий начисляются неправильно.

Моя личная статистика говорит, что такой процент, примерно 30%, потому что из всех обратившихся ко мне с просьбами пересчитать пенсии, в 30% по случаям обратившихся подтвердилась информация. И многим из них доплатили: кому-то 180, кому-то 200 тыс., а кому-то пенсию пересчитали с 9,5 до 19 тыс., заметьте.

И это стало возможным благодаря тому, что Счётная палата дала этому процессу толчок. Это очень хорошо. Но Счётная палата – это главный контрольный орган страны.

И мы считаем, что Счётная палата должна давать ответы на главные вопросы, которые существуют в стране: почему растет бедность?

Да, Алексей Леонидович сказал, что у нас есть план, как победить бедность. И, возможно, мы даже раньше, чем в 2030 году, победим бедность. Но немудрено, потому что сегодня вы отказались уровень бедности связывать с величиной прожиточного минимума, а привязали его к медианной зарплате.

То есть, что получается? Экономика падает, медианная зарплата падает, правильно? В падающей экономике зарплата медианная будет снижаться. Соответственно, по вашему расчёту, денег на проживание нужно меньше, при том что растут цены. Как вы это объясните? Как гражданам объяснить, что цены растут, но прожиточный минимум снижается?

Вот этот парадокс никто объяснить не может. Поэтому, конечно, вы победите бедность. Просто скоро такими темпами посчитаете, что можно прожить и на 5 тыс. в месяц. Хотя реально наши расчёты показывают, когда мы рассчитывали, и, кстати, этот проект закона лежит в Думе, что 31 тыс. должен быть прожиточный минимум.

Вот если из этого расчета исходить, то мы, видимо, никогда не победим бедность, если будем действовать точно так же, как сейчас.

Давайте теперь, смотрите, как в анекдоте, искать надо не там, где светло, а там, где потерял. Почему у нас растут цены, падает экономика, падают доходы граждан? Почему? Давайте мы ответим на эти вопросы. И я думаю, что Счётная палата могла бы нам в этом помочь.

Вы правильно тут говорили про проверки институтов развития.

Я напомню, что в этом зале в ноябре 2014 года простили банкам полтора трлн рублей. В 2009 году отдали им, в 2014-м превратили их в фантики. После этого еще пять трлн рублей на поддержку банковской системы были потрачено. Несколько государственных банков сегодня фактически захватили весь российский рынок, установили нужные комиссии, и сейчас они банкуют, живут в шоколаде. Счётная палата должна в этом разобраться, куда эти триллионы рублей ушли?

Второй вопрос. Государственные компании, госзакупки. Госкомпании, естественно, их монополии, госкорпорации. Более 30 трлн рублей закупается в год, это больше, сопоставимо с консолидированными доходами всего бюджета, то есть всех регионов и федерального бюджета вместе взятых.

В этом зале было принято решение разрешить этим компаниям проводить закупки у взаимозависимых лиц. Алексей Леонидович, когда вы заступали на должность Председателя Счётной палаты, я вам тогда задал вопрос и сказал: Алексей Леонидович, вот где дыра, займитесь ей. Прошло два года, вы так и не ответили. Ну, надеюсь, что все-таки вы обратите внимание на этот вопрос. Потому что, если уж искать, где украдено, то там, где действительно воруют триллионами рублей. Вы мне говорите на встрече, на фракции сказали, Валерий Карлович, ваши оценки завышены, дескать, не 6 трлн рублей воруют. Ну, хорошо, не шесть. Скажите вашу оценку. Вы проверяли? Нет, не проверяли. Значит моя оценка верная, никто ее не опроверг. А как я ее считал.

От 30 трлн рублей, которые потрачены на закупки неконкурентными процедурами, цены закупок выросли примерно на 20%. Я, наверное, думаю, очень скромно посчитал, потому что они могут и в два раза вырасти в год. То есть по моим скромным подсчетам украдено 6 триллионов в год, крадется 6 триллионов в год. Если посчитать нашу инфляцию – 5,5% в год, то это как раз эти самые 6 трлн рублей – это 5,5% ВВП страны. Вот вам, пожалуйста. Пожалуйста, проверьте, если я не прав, опровергните меня, и с трибуны Думы в следующий раз об этом скажите, но про банки не забудьте, о чём я сказал, 6 трлн рублей.

Дальше. Хотелось бы знать вообще, как мы до такой жизни докатились.

Много в этом зале говорилось, и "Единая Россия" про это сказала, давайте анализ нормативных актов проведём, давайте мы проведём анализ принятых законов, вообще, к чему они привели.

Например, повышение НДС с 18% до 20% что дало экономике, бюджету, каким отраслям экономики и так далее.

Дальше. Налоговый манёвр, который является основной причиной роста цен на бензин, на топливо и снижения доходов бюджета на самом деле, потому что сегодня сырьё за рубеж продаётся, экспортные пошлины обнуляются. Про это здесь сегодня не было сказано, но на комитете вы про это говорили.

Дальше. Давайте оценим действия парламента в пенсионной системе, для чего повышали пенсионный возраст, мы вообще оценку проведём, давайте анализ проведём, что дало это.

Или, например, заморозка индексации пенсий работающим пенсионерам.

Я с этой трибуны много раз говорил, недоиндексировали пенсию гражданину, работающему пенсионеру, на 2,5 тыс., его лишили 2,5 тыс. рублей в месяц, он бросил работу, более 5 тыс. рублей налогов не стали платить в бюджет. Но кто-то это должен посчитать.

Я думаю, что, наверное, этого недостаточно, чтобы я с трибуны Думы эти цифры называл, наверное, Счётная палата должна посчитать и прийти к нам, и сказать: столько триллионов там-то, там-то, там-то, там-то, и ответить на все вопросы: почему в богатейшей стране мира так бедно живут люди. Вот когда мы дадим ответ на этот вопрос, тогда всё будет у нас хорошо.

Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International